Экзистенция (existentia - от
латинского "существование") - человеческое существование.
Мы задумываемся о смысле
жизни часто только перед лицом смерти. Человек скорее переживает смысл
жизни, а не дает ему интеллектуальную оценку. Смысл - это нечто скрытое за
внешним, внутреннее; либо нечто приносящее практическую пользу от какой-либо
деятельности. Понятие смысла очень близко к понятию цели. Смысл можно
рассматривать и как цель, и как практическую пользу или выгоду. В этом
случае он познается только тогда, когда мы теряем.
Экзистенциальный кризис
(кризис человеческой жизни) воспринимается не как интеллектуальное открытие,
а, скорее, как отнятие того, что у человека было. Человек начинает
задумываться о смысле жизни тогда, когда у него возникает экзистенциальная
тревога.
Экзистенциальная тревога -
это душевная боль, тоска, тревога по поводу человеческого существования.
Пауль Тиллих выделяет две
степени (уровня) экзистенциальной тревоги - абсолютную и относительную, а
также три стороны этого чувства.
1. Тревога судьбы и смерти -
относительная степень. Это угрожает, но этого можно избежать, от него можно
защититься. Тревога и страх смерти - это абсолютный уровень экзистенциальной
тревоги. Это ужас перед безнадежностью, перед ощущением пустоты; перед
вторжением небытия в собственное бытие.
2. Тревога пустоты и
бессмысленности. На относительном уровне можно развлечься и забыться; на
абсолютном же ее ничем нельзя заглушить.
3. Страх вины и осуждения
(проклятия). Виновность воспринимается здесь, как относительный уровень
экзистенциальной тревоги, а осуждение или проклятие, как абсолютный.
В разные времена и при разных
психических состояниях проявляется одна или другая сторона тревоги.
Переживание бессмысленности жизни и желание покончить с ней находят, как
правило, противостояние во внутреннем чувстве ответственности.
Виктор Франкл различает три
основных вида влечения: стремление к обладанию, куда относятся сексуальное
влечение и сексуальная самореализация; влечение к достижению превосходства и
власти; влечение к достижению смысла чего-либо.
В разные времена и в разных
ситуациях человек хватается то за одно, то за другое влечение, а иногда и за
все сразу, для того, чтобы отвлечься от чего-то более насущного, спрятанного
гораздо глубже в нем самом. Лихорадочной и продуктивной, целенаправленной
деятельностью человек иногда пытается заполнить внутреннюю пустоту. Однако,
при таком подходе к деятельности, человек неизбежно испытывает "депрессию
победы"- это состояние, при котором люди, которые очень напряженно
добиваются какой-либо цели, добившись ее, получают явное переживание
экзистенциальной пустоты (отсуствия смысла жизни). В это время велика
вероятность того, что человек начнет заполнять это чувство пустоты или, так
называемый экзистенциальный вакуум, с помощью "эрзац - смыслов". Эрзац-смысл
- это рационализация смысла существования, т.е. это рационализированные,
ложные мысли о человеческой ситуации. Они связывают существование с
продуктами человеческой деятельности, ее результатами. Например, смысл жизни
коровы, с точки зрения человека - в ее полезности для людей. Это пример
эрзац-смысла, т.к. никто не знает точку зрения самой коровы.
Таким образом, сама постановка вопроса о
смысле жизни предусматривает вторичность жизни по отношению к чему-либо
более значимому и сводит его к результатам деятельности человека. На самом
же деле, центром деятельности человека и ее смыслом является он сам.
Еще один вариант смысла жизни - через
самоотдачу или жертву.
Зигмунд Фрейд говорил, что в конечном
итоге смысл человеческой жизни должен иметь вечную, неизменную опору и
поэтому вне религиозного сознания вообще невозможны никакие разговоры о
смысле человеческой жизни. Т.к. Фрейд был атеистом и рационалистом, то это
было очень смелое и жесткое заявление - и поэтому сам Фрейд считал жизнь
бессмысленной.